Как общаться с коллекторами
Как реагировать на письма и как разговаривать с коллекторами по телефону необходимо знать каждому кредитному должнику с тем, чтобы в любой ситуации суметь решить проблему кредитной задолженности с наименьшими моральными и финансовыми потерями.
Содержание
Чего ожидать от неуплаты кредита
Банки выдают огромное количество кредитов. Высокий уровень конкуренции привёл к тому, что процесс оформления кредита свёлся до минимума. Если раньше, чтобы получить кредит, нужно было собрать кучу справок и документов, то сейчас можно получить его, просто предъявив паспорт. Вследствие этого увеличилось и количество невыплаты долга.
Что ждёт неплательщика
Если просрочка составляет один месяц, то это будут штрафные санкции и пени за неуплату, которые должны вернуть со следующим платежом. Информацию о размере сумм можно узнать из кредитного договора или в банке.
Далее, при неуплате более одного месяца последуют звонки кредитора с напоминанием об уплате. Если плательщик не обратится в банк после этого, то его ожидают судебные разбирательства и конфискация имущества. Но бывает так, что имущества нет, тогда банк передаёт долг коллекторам.
Коллекторы также будут добиваться возврата денежных средств, причём не всегда они это делают законно.
Коллекторы могут:
- Действовать от имени банка за процент от возвращённой суммы.
- Выкупить у банка ваш долг и уже добиваться от вас возвращения себе вашего кредита.
В любом из этих случаев у них должен быть договор с банком либо на оказание услуг, либо о продаже вашего кредита им.
Как действовать, получив послание от коллекторов
Каждый день любой человек, прежде чем войти в дом, проверяет наличие газет и писем в почтовом ящике. Зная, что кроме квитанций за «коммуналку» в нём ничего больше не будет, вы смело забираете всю оставшуюся бумажную рекламу. Но разобрав рекламные листовки и газеты, вы обнаруживаете письмо, отправителем которого является коллекторное агентство. В душу закрадывается страх и потихоньку начинает подступать паника. Возникают вопросы: что делать? И как быть дальше?
- Во-первых, следует для начала изучить внимательно письмо.
- Во-вторых, вам нужно подумать имеется ли у вас в каком-то банке кредит и нет ли по нему просроченных платежей.
- Также следует вспомнить, подписывались ли вы поручителем кому-то из своих близких и знакомых.
Если ничего такого за вами не числится, следует набрать имеющийся в письме номер телефона и выяснить для чего на ваш адрес отправили это послание. При разговоре не стоит устраивать сцен и кричать, а также поддаваться давлению со стороны агентства.
Если вы осознаёте, по какой причине было получено письмо
Первым делом нужно позвонить в банк, где был оформлен кредитный договор, и уточнить действительно ли ваша проблема по выплате займа перешла в руки коллекторов. Если передачи вашей задолженности по кредиту от банка коллекторам не было, следует немедленно решать данную проблему с банком. После того как вы обезопасили себя со стороны банка, нужно обратиться за помощью к юристу, занимающемуся кредитными делами.
Что в таких случаях не рекомендуется
Нельзя сразу после получения письма вносить какие-либо деньги на счёт, указанный в послании.
По гражданским законам внесение должником средств на счёт банка или коллекторного агентства является соглашением с долгом. Письмо, полученное вами от агентства, не является по сути документом, и не обязывает вас совершать платёж.
Также не рекомендуется поддаваться панике. Естественно, получив письмо, и если оно адресовано именно вам, надеяться на то, что вас больше не побеспокоят, не стоит. Всем давно известно, как действуют коллекторы. Это постоянные угрозы и звонки не только вам и вашим близким, но и по месту работы. Главное, не нужно на действия коллекторов реагировать остро, относитесь к этому более спокойно.
Не забывайте, существуют адвокаты, которые решают такие вопросы легко. Всего одна консультация у такого специалиста позволит вам уберечься от многих проблем.
Как разговаривать с коллекторами по телефону
Сейчас появилось очень много мошенников, которые, выступая от имени банка, звонят и требуют от вас возврата долга. Поэтому первое, что вы должны узнать у коллектора при звонке — это наименование его организации и имеется ли у них договор с банком. Потом обратиться в сам банк, чтобы вам показали этот договор и выдали его копию. Зачастую банки даже не знают о наличии таких договоров, поэтому обязательно надо связаться с банком после звонка коллектора.
Если поведение коллектора выходит за рамки закона (шантаж, моральное подавление, угрозы, звонки по ночам), то вам необходимо записать такие звонки и обратиться с этими записями в суд. Коллекторы не имеют права так делать.
Самое главное правило, о котором нужно помнить – спокойствие, только спокойствие!
Если от страха подгибаются колени – присядьте. Сделайте несколько глубоких вдохов. Коллектор от этого в воздухе не растворится, но Вам станет легче, а в вашем голосе появятся нотки уверенности, которые, возможно, загонят коллектора в настоящий ступор.
Налейте себе чашечку чая, включите диктофон, возьмите ручку и блокнот, сядьте как можно удобнее. Можно завернуться в плед. Итак, теперь можно приступать к беседе.
Прежде всего, попросите звонящего Вам сотрудника полностью представиться, назвать свою должность, название и контактные данные коллекторского агентства. Коллектор игнорирует эту просьбу? Настойчиво, монотонно продолжайте просить его представиться, как бы он от этого не увиливал. Представился? Поздравляем. Это Ваша первая победа. На сегодня хватит. Теперь трубку можно положить и проделать несколько очень важных операций.
Дальнейшие действия
Обязательно перезвоните по указанному коллектором телефонному номеру и проверьте на подлинность эти сведения.
Дальше звоним в банковское учреждение, где Вы, собственно, брали кредит. Пусть здесь подтвердят факт передачи Вашей задолженности в коллекторское агентство, данные о котором Вам сообщил в недавней беседе коллектор.
При звонке в банк Вы можете кардинально изменить сложившуюся ситуацию и избавить себя от коллектора. Расскажите представителю банка о своём финансовом положении, изложите во всех красках причину просрочки, обратитесь с просьбой к банку реструктурировать долг. Многие банки идут навстречу и соглашаются подписать другой договор и предоставить рассрочку по кредиту на шесть месяцев. После подписания договора о реструктуризации займа банк отзовет у коллекторского агентства ранее переданное «долговое» дело.
Если у Вас всё получится, то при следующем звонке коллектора вы сможете спокойно ему объяснить, что все проблемы с банком временно улажены. В общем, если что, то пусть позвонит через полгода.
Если к Вам продолжают приходить СМС-сообщения с требованиями вернуть долги, то никакого внимания на них обращать не стоит.
Дополнительная информация
Какие меры нужно принимать, если банк звонит по чужому кредиту
Очень часто бесконечные звонки от работников служб безопасности банка поступают не только должникам, но и людям, которые к задолженностям в банке не имеют никакого отношения. Какова же причина происходящей ситуации?
При оформлении кредитного договора заемщик в обязательном порядке должен указать несколько контактных лиц для случая, если сотрудники банка не смогут связаться с должником. Именно поэтому многие граждане России становятся заложниками «телефонного террора». Их контакты были указаны заемщиком в качестве третьих лиц, поэтому они вынужденно стали жертвами кредитной задолженности своих знакомых или родственников.
Неоднократные попытки граждан объяснить, что они не знают, где сейчас находится должник и никакой информацией о нем они не владеют, ни к чему не приводят. Сотрудники службы безопасности банка не прекращают ежедневные звонки, аргументируя это тем, что пока заемщик не объявится и не начнет дальше продолжать уплаты своего долга, телефонные беседы не прекратятся.
Насколько законны действия банка
Подобное давление на человека не имеет юридических оснований. Контактное лицо не является поручителем, поэтому уплачивать чужой долг он не должен, так же, как и владеть информацией о нахождении должника.
Что следует делать
Если же случилась так, что вы стали жертвой бесконечных и постоянных звонков, необходимо написать в банк претензию, в которой излагается требование о прекращении телефонных набегов.
Такой вопрос не решается устно, поэтому, предъявляя письменную претензию сотрудникам банка, позаботьтесь о том, чтоб у вас на руках была копия документа с печатью и подписью.
Обычно документ рассматривают в течение месяца. Если по истечении срока вы так и не получили спокойствия от банка, самое время обратиться к сотрудникам Роспотребнадзора или в Службу Финансового омбудсмена. Можно воспользоваться официальными сайтами служб, в которых указаны номера горячих линий и формы для подачи жалоб.
Если обращение в вышеперечисленные службы не привели к развязке ситуации, гражданам советуют обратиться в полицию. Однозначно меры будут приняты, если в ваш адрес поступали угрозы от банкиров. В таком случае разговор лучше записать на диктофон и приниматься писать заявление.
Причины, побуждающие кредиторов продавать проблемные займы
Существенное же изменение ситуации произошло только сейчас. Прорыв в отношении роста просроченных и проблем долгов привел к тому, что сегодня банкиры и прочие кредиторы стараются избавиться от плохих займовых портфелей уже через год после их образования. Столь массовый поток просрочек нередко приводит к тому, что кредитные учреждения не дожидаются срока, установленного для передачи кредитных долгов коллекторам, и начитают передавать просроченные задолженности, образованные полгода назад.
Желание поскорее избавиться от бесперспективных кредитов вызвано не только постоянным возрастанием задолженностей, сопровождающихся просрочками, но и политикой Банка России, который как регулятор дал соответствующее предписание. Лишь за первую половину года объем проблемного кредитного портфеля возрос на 35%.
Если еще несколькими годами ранее первая просрочка по займовому долгу наступала в среднем после 8 месяцев кредитного обслуживания, то на сегодняшний день задержки по выплатам могут допускать и по истечении 4-х месяцев с момента начала кредитования. Специалисты убеждены, что нелегкие времена в кредитной деятельности связаны в первую очередь с нестабильной и затруднительной ситуацией, наблюдающейся в последнее время в экономической сфере, а также высокой закредитованностью большей части населения.